Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 Материалы и инструменты: 

  1. Гипсовая смесь
  2. Грунтовка
  3. Краска на водной дисперсии 
  4. Шпателя 
  5. Конверт силиконовый 
  6. Ножи по гипсу, дереву и проч.
  7. Гравер 
  8. Кисть молярная 
  9. Шуроповерт 
  10. Саморезы и вязальная проволока 
  11. Защитный комбинезон
  12. Респиратор с клапаном выхода
  13. Защитные очки
  14. Перчатки
  15. Лучезапястный бандаж
  16. Краскопульт

Барельеф на стене в стиле Леонида Кима

 Процесс:

 Начну с напоминания о том, что барельеф - это один из основных видов скульптуры. У него есть множество видов и, соответственно, техник выполнения. Мы сегодня поговорим об обычном барельефе средней глубины, заглаженного под фарфор.

 Автором изначальной работы, которую мы будем интерпретировать на нашей стене является Леонид Ким. Честно говоря, я бы предпочла не "плагиаторствовать", в конце концов можно ведь выдержать стиль и без полного копирования. Но, хозяин барин: заказчик 2 года мечтал именно об этом панно.

 Итак, все начинается с нанесения рисунка на стену. Сам Ким заказывает плоттерную резку на виниловой пленке, мне же хватит и карандаша.

Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 У меня барельеф выполняется в новостройке, на гипсокартонной конструкции обклеенной обоями под покраску. Поскольку общая масса барельефа будет около 10 килограмм и больше, нагрузка на все это непомерна. Соответственно, требуется армирование. Так что, после того, как набросок выполнен, мы определяем самые объемные места скульптуры и вкручиваем туда саморезы. Сами саморезы выбираются в соответствии с задачей.

Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 После того, как все саморезы вкручены, берем вязальную проволоку (обратите внимание, другая не подойдет) и соединяем шурупы по выпирающим частям предположительного барельефа.

Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 Вообще, армирование требуется не всегда. Все зависит от множества факторов, таких как подготовка стены, возраст и местоположение дома, глубина и вес барельефа. Так что, если Вы не уверены, лучше подстрахуйтесь. Но, учтите, что демонтировать барельеф с армированием на много сложнее.

 Всю стену и "арматуру" необходимо как следует загрунтовать. Обратите внимание, грунтовки бывают разные, обязательно ознакомьтесь с инструкцией. Не правильное ее нанесение может привести к тому, что у вас начнет шелушится краска или отваливаться куски скульптуры.

Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 Теперь можно наносить раствор. В видео мастер-классе Ким предлагает Knauf Fugenfjuller, но мне, честно говоря, он пришелся не по душе. Вообще использовать строительные материалы в чистом виде не самая лучшая идея, тем более, что в зависимости от самой работы, условий среды и т.д. пропорции компонентов раствора необходимо корректировать. Так, например, при очень низкой влажности, когда вылепливаются небольшие и сложные детали, требуется раствор, который будет лучше держаться и при этом медленно сохнуть. И наоборот, при больших объемах, глубокого барельефа во влажной среде, раствор должен максимально быстро вставать. Вообще, условий, диктующих корректировки смеси очень много и об этом лучше поговорить отдельно.

Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 Налепливать большие объемы лучше шпателями. Я, для удобства, вывела края рисунка силиконовым конвертом. Высыхать барельеф будет 2-3 дня, в зависимости от его глубины и Вашей смеси. Для барельефов средней глубины и больше я часто использую два вида раствора: пористый, легкий и крепкий на первый слой; и более плотный и маслянистый на верхний.

Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 После того, как все просохнет Мы начинаем резать барельеф. К сожелению, его нельзя просто вылепить и оставить таким как есть. Тем более, что тонкие и выпуклые части приходится налепливать большими и толстыми, чтоб они не оплыли.

 Для резьбы потребуются ножи.Ножи по гипсу и дереву. Вообще, Вы можете использовать все, что имеет острый край, тут вопрос удобства. Когда начнете резать, поймете, что абы какие ножи не подходят, лучше профильные и разных форм. Какие больше подойдут, поймете по ходу, на пальцах это не обьяснить. Намного сложнее стоит вопрос об из заточке.

Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 Резать ножами достаточно тяжело, так что мне на помощь пришел гравер. Использую я Dremel. Дорогой, а насадки вообще "золотые", но за качество надо платить. В конце концов, его аналоги уж очень легко ломаются, и имеют массу неприятных моментов. Гравер скорости не прибавит, но работу облегчит значительно.

Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 Прежде чем приступите к резьбе вам необходимо защитное снаряжение: комбинизон, респиратор и очки обязательны. При резьбе образуется много пыли и кусочков, которые полетят в Вас: Ваши волосы, глаза, органы дыхания. И аллергия будет на именее худшим последствием. Перчатки на Ваше усмотрение, мне в них работать не приятно и не удобно. А вот лучезапястный бандаж регомендую, так как при работе будет огромная нагрузка на мышцы и связки: и либо вы работаете 15мин. через 30 мин., либо, во избежание травматизма, защищаете свои связки подобным образом.

Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 После резьбы, барельеф, к сожалению, будет все еще груб: полон дырочек, царапин и неровностей.

Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 До состояния "под фарфор" надо дорабатывать. Для начала, все надо загрунтовать. Запомните, грунтовать надо каждый раз, когда Вы наносите новый слой, будь то смесь или краска.

Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 Я держу в руках шпатель, но, на самом деле, им уже ничего не нанесешь. Раствор необходимо забить в каждый изъян, в каждую дырочку.

Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 А теперь, наконец, все зашкуриваем. Со шкуркой не экономьте: работа и так пыльная и утомительная.

Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 Последние 3 "действа", скорее всего, придется повторить. И, может быть, не один раз. Другими словами, грунтуем, залепливаем дырочки, шкурим, в несколько заходов, пока скульптура не станет идеально гладкой (не смущайтесь просвечивающему первому серому слою, главное, все выглажено).

Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 И вот теперь, когда все вылеплено и выглажено, грунтуем и красим. Барельеф "под фарфор" красится исключительно методом распыления, так как кисточки, валики и проч. оставляют фактуру. Я использую электрический краскопульт с мощностью 600W (не меньше, это очень важно). Компрессор, конечно, предпочтительнее, но зато электрический мал и жужжит как пылесос. Не забывайте его постоянно разбирать, промывать и чистить, а то сгорит. Да и отдых таким требуется через каждые 10-15 минут. На самом деле, учитывая технологию покраски "пылью", на такие площади промежутки рабочего времени будут меньше.

Мастер-класс: Барельеф под фарфор

 В итоге, мы получили вот такой вот гладенький, невыразительный при обычном освещении барельеф. Такие барельефы не тонируются и вся их красота выявляются исключительно боковой подсветкой.

Мастер-класс: Барельеф под фарфор