Все красиво, но что-то не так: какой вред несут любители-самоучки

 Вы заказали роспись стен. Художника нашли в интернете, в объявлениях, на личном сайте или в соцсетях. Вы с ним выбрали картинку, согласовали оплату и сроки. По окончанию рисунок Вам понравился, конечно Вы особо и не разбираетесь в живописи, но, вроде, получилось ничего. И вот Вы остаетесь наедине с этим ничего…

 Если Вам повезло, и работу качественно выполнил профессиональный художник, то Вы будете жить в полном комфорте со своим зрительным восприятием без каких бы то ни было тревог и дискомфорта. Но вот если на Вашей стене орудовал самоучка, который вдруг внезапно посчитал себя гением, способным выполнять художественные произведения, да еще и таких масштабов, да еще и на чужих стенах, да еще и за деньги, то Вы даже не представляете, какие это несет последствия лично для Вас и тех, кто живет с вами. Для более ясного понимания проблемы, я приведу Вам наиярчайшие примеры влияния ошибок изображения на психику человека (кстати, это так же касается и фотоколажей, которые предлагают производители фотообоев):

 1. Уровень горизонта. В станковой живописи (картинах) уровень горизонта не имеет особого воздействия на чувство комфорта человека из-за своих небольших размеров. В интерьерной росписи неправильный уровень фатален. Завышенный горизонт приводит ваше подсознание к хроническому чувству падения, что вызывает у человека, живущего рядом с такой росписью: дискомфорт, тревожность, нарушение сна, повышает мышечный тонус корпуса, ног шеи и глаз – Вы живете с чувством необходимости изменить положение тела на более вертикальное, чтобы не упасть. Заниженный уровень горизонта имеет обратное значение, Ваше подсознание получает сигнал, что вы находитесь очень высоко, а как известно, это приводит к подсознательному желанию быть пониже: вы начинаете горбиться, ваша походка становится неуверенней, Вы испытываете тревожность и, вместе с потерей чувства безопасности и комфорта, занижается ваша самооценка.

Ошибки построения зданий

 2. Линейная перспектива. Если в двух словах, то это художественный способ построения и расположение объектов в пространстве. Каждый художник знает все ее законы, что позволяет не только умело и грамотно «строить» свою живопись, но и использовать ее для создания каких либо акцентов. Если все объекты построены в одной плоскости, но плоскость изначально ошибочна, то Вы получаете все ту же «историю», что и с линией горизонта. Но, если предметы находятся в разной линейной перспективе, то «Ваш мир» рушится. Для примера, на Вашей стене изображен сюжет, где Вы находитесь на балконе, а вдали какой-то пейзаж – рассмотрим перила: если они построены с «точкой фокуса» ниже чем необходимо, то вы получите ощущение, что Ваш «балкон» вот-вот обрушится; а если наоборот, то балкон превратился в горку или в стену с забором на верху ее. Не самые приятные ощущение, не так ли? А таких ощущение может быть очень много: падающие дома, стоящие на попа корабли, перекошенные машины, скатывающиеся крыши изуродованные люди и животные и т.д. – и все это безобразие может быть на одной стене, Вашей стене.

Ошибки начинающих художников

Ошибки построения перспективы

Ошибочные линии построения перспективы

 3. Воздушная перспектива. Как и линейная, имеет свои законы. По сути, она отвечает за создание глубины изображения за счет разного насыщения цвета и тона. Ее тоже надо строить. Да-да, СТРОИТЬ! Что и делают профессиональные образованные художники. Дилетанты-самоучки же просто срисовывают, даже не подозревая, что иногда приходится принудительно изменять ее на стенах относительно оригинального изображения. Вы спросите почему? На это есть несколько причин: на маленькой картинке идеальность ее не так уж и критична; принтер не смог передать всех тонов и оттенков; на больших площадях из-за особенностей физиологии зрительного восприятия требуется особенное построение воздушной перспективы. И что же будет при ее нарушении? Да много чего: предметы будут выглядеть как наклеенная аппликация на стене, дальние объекты «вылезут» вперед этакими миниатюрками, море, небо, лес встанут каменной стеной, а горы встанут «на голову», пытаясь обрушится на Вас и т.д. Вам хочется этого?

 4. Освещение по сути является частью воздушной перспективы, но построение имеет от линейной. И, если изображение, которое копируется на стену, не имеет готового правильного решения, то художник потратит долгие часы, на то чтобы выстроить его самостоятельно, не имея примера. Профессионалу придется продумать не только место положение источника(ов) освещения, его(их) насыщенность и цветность, но и то как свет будет падать на каждый объект: блик, пересвет, свет, полутени, тени, тень собственная, тень падающая, структурное наложение падающей тени на предмета, рефлексы на собственной тени, рефлексы на падающей тени. Ничего не поняли? Вам и не надо, это работа профессионального художника, который, как минимум, потратил 11 лет на получение своего художественного образование.

Ошибки в рисунке

 5. Рефлексия. Вы помните школьную программу по «Физике»? Белый луч, попадая на предмет, расщепляется, изменяя цвет и направление, он затем попадает на другой предмет, оставляя на нем отпечаток. Если в двух словах, то все предметы без исключения отражаются друг в друге, оставляя цветовые и тоновые отпечатки. Как строить рефлексы на предметах правильно знает только человек, прошедший долгие годы обучения и практики. А что будет, если этих рефлексов не будет на Вашей росписи стен? Тяжелый, глухой рисунок, где все предметы «вырваны» из разных мест и «наклеены» на вашу стену. Если привести в качестве примера человеческие глаза, то это будут высушенные глаза трупа. Ужас, правда?

 6. Цветовая гамма. Возьмите картину самоучки и покажите ее преподавателю художественного училища. Знаете что он на это скажет? Если это будет озеро в горах – синька, если лес – зеленка, пустыня – желтуха и т.д. Почему? Да потому, что дилетанты все еще не учитывают рефлексию и воздушную перспективу: в их понимании, зеленая листва имеет исключительно зеленый цвет, тогда как на самом деле цветов множество и не все они относятся к зеленому; а небо синее без оттенков и тонов. Небо, кстати, в перспективе имеет не только разный тон и насыщенность, но и разный цвет: от теплого до холодного. И такие вот «синьки» и «зеленки» никогда не смогут дать чувство погружения в изображенный на стене мир, быстро приедаясь, начиная раздражать зрительное восприятие своей бездарной тотальностью ядовитого однообразного цвета..

Ошибки в цветовой гамме

Ошибки в цветовой гамме у начинающих художников

 7. Анатомия. Ее тоже надо строить. И что бы сделать это, надо иметь представление о скелете и мышцах человека (животного, птицы и т.д.) на уровне студента ветеринара или медика. Зачем? Затем, чтобы не изображать перекошенных переломанных нежизнеспособных уродов. Кроме того, хочу заметить, что только 5-8% профессиональных художников занимаются портретами, большинство же просто не справляются с подобной сложностью.

 8. Стилизация. Осторожные неумехи всегда могут свалить на "декоративность" и на «стилизацию» рисунков, но им нельзя этого позволять. Во-первых, не полная степень укрытия краской допускается только в 3 случаях: сухая кисть по фактуре, «акварель» и аэрография. Разводы, подтеки и просвечивания – обычные «криворукость» или экономия краски. Во-вторых, кособокость рисунка (отсутствия грамотного построения) – «криворукость» дилетанта или же работа «на лоха». В-третьих, кислотные открытые чистые цвета – «криворукость» самоучки или один из видов современного искусства (абстракционизм, супрематизм и т.д.).

 9. Технические вопросы. Да убоится заказчик дилетанта-самоучки, чье портфолио состоит из чужих работ, украденных через интернет, и знаний фотошопа. Ибо предложат они вам роспись художественными красками, да еще и без соблюдения технологий. И приведет это к тому, что стены будут пачкать все, что к ним прикоснется, если это акриловая краска. И закончится это трещинами и ранним облуплением, если это масляная краска. И уж самое нелепое, что я встречала в качестве предлагаемого материала, была пастель. Пастель, по сути своей, представляет собой мел, так же как и гуашь, и акварель. Запомните, ни один профессиональный художник-монументалист не предложит Вам художественные материалы для росписи стен, хотя бы потому, что он гордится своей работой и хочет, чтобы она просуществовала как можно дольше.

 Основными и значительными отличиями профессионала от дилетанта являются: 

  •  Начало профессионального изучения изобразительного искусства в 12 лет. Это связано с возрастным развитием затылочной области головного мозга. Даже в 13 лет ребенка уже не примут в художественную школу или художественный класс (не путайте с кружками и клубами). Результатом этого является абсолютно другое зрительное восприятие. К примеру, глаз опытного художника может различать до 10 000 оттенков, тогда как, обычный человек видит 100 – 150. То же самое происходит и с тонами. А вот отклонение в линии он может увидеть до 0,000001 м., чем не может похвастаться обычный человек, а все потому, что благодаря постоянной тренировке затылочная область головного мозга у художника в 4-5 раз больше, чем у обычного человека. Хочу заметить, что постоянное рисование и рисование в процессе получения художественного образования – разные вещи.
  •  Уровень знаний, полученный профессионалом на протяжении полученного образования и опыта, не достижим человеком не прошедшего его во время, где бы и с кем бы он усиленно не занимался. Недаром, образовательная программа для художника такая продолжительная (не менее 11 лет).
  •  Мышцы и кровеносные сосуды у художника наиболее развиты те, которые связаны с живописью. Мелкой моторикой это не ограничивается. Станковый художник пишет свои полотна не одной кистью, но и от локтя, от плеча, от торса. Монументалист добавляет в этот список работу от поясницы, от бедра, от колена, от ступней. Именно это подразумевается под термином «постановка руки» - возможность и умение изображения любой линии именно такой, которая задумана, а не как получится.

 

 Смысл изобразительного искусства заключается в том, чтобы обманывать людей: показать того, чего на самом деле нет (к примеру, средиземноморскую панораму в маленькой комнате). Но еще живопись - это оружие, поражающее человеческий разум. Так что будьте осторожны, не навредите себе, неправильным выбором того, кто будет осуществлять Вам роспись стен, выбирайте профессионалов.

 PS: примеры работ взяты из интернета, где находились в свободном доступе.