Фреска канула в лету: история росписи стен

 Самое древнее изображение, известное человечеству, датировано 37 в. до н.э. (больше 39000 лет), находящиеся в пещере Сулавеси в Индонезии. Есть изображения и по новее: жившие там люди расписывали стены пещеры не меньше 13 000 лет. Такие вот расписанные пещеры находят по всему миру. Самые известная пещера Альтаира в Испании. Пусть рисунки были еще достаточно примитивны, но выполнены они уверенной рукой. 

Роспись стен в древности

 Спустя столетия и тысячелетия люди совершенствовали свое искусство и вместо стен пещер появились стены храмов и святилищ, а наскальная роспись обрела каноны и более современный вид, становясь основным видом украшения интерьера. Сюжеты носили религиозный и политический характер.

 Постепенно, по мимо росписи, появились и другие виды монументального искусства. Современные технологии создали огромное множество его видов, но изначально же монументализм был разделен на 4 вида: фреска, живопись темперой, мозаика и витраж.

 Считается, что первыми фресковой живопись стали использовать римские мастера, так как впервые эта техника была упомянута Марком Витрувием. Примером мастерства художников того времени служит фреска «Флора», украшавшая когда-то Виллу Ариадны в Стабии (I век нашей эры). Фрески в Помпеях и Стабии сохранились лишь благодаря тому, что были запечатаны пеплом после известного извержения вулкана Везувий.

Античная роспись стен

 Прародителем средневековой фрески считается византийская настенная роспись. Сами византийцы вплоть до XVII века сохраняли традиции фресковой живописи. Конечно постепенно, технологии видоизменялись, постепенно слоев штукатурки осталось 2 (у римлян было 7), но верхний все еще изготавливался традиционно из известняка с толченым мрамором и подвергался полировке до легкого блеска.

 В конце VII века вместо мраморной крошки стали добавлять в раствор лен и паклю, обладающих отличными гигроскопическими свойствами.

 В Византии в полной мере монументальное искусство проявило себя в VIII-IX веках в виде историй о военных победах и достижений «иконоборческих» правителей в «темное время», правда ни одна из тех фресок не дожила до наших времен. Древнерусские художники переняли византийский опыт, расписывая стены по сырому леваксу, который сильно ограничивал время росписи, по этому русские фрески заканчивались темперной росписью. В XVIII веке темперу заменила масляная краска, которая тогда, так же как и сейчас, совсем не отвечала требованиям росписи стен. Самая известная русская фреска Феофана Грека, изображающая неизвестного крестителя из «Служба святых отцов» в церкви Великого Новгорода Спаса Преображения 1378 года.Итальянская Фреска, как и русская, вплоть до конца 8 следовала византийским традициям. Впервые название техники «Buon fresco» или «истинная фреска» была введена Ченнино Ченнини в XIV веке.

Древнерусская роспись стен

 В XIV веке в фресках появилось пространство благодаря линейной и воздушной переспективам. В XV – XVI веках глубина сюжетов в фресках приобрела повсеместный характер. В это же время мастера прекратили использование темперы и в исконной фреске исчезли правки «по сухому». Так «Buon fresco» просуществовала вплоть до XVIII века.

 «Истинная фреска» в техническом плане очень трудоемка и сложна для качественного и красивого исполнения. Поэтому многие живописцы отдали свое предпочтение иным техникам монументального творчества. В результате появились техники настенной росписи «меццо-фреско» и «а секко». «Mezzo-fresco» изобрел в XVI веке Игнасио Поццо, заключается она в том, чтобы нанести красочный пигмент на вновь увлажненную поверхность. Суть «а секко» сводится к живописи по сухой штукатурке. Кстати, Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495-1498 гг.) выполнена в технике «а секко».

 Таким образом, техника «фреска» завершила свое существование в XVIII веке. И не смотря на то, что сохранилось описание ее выполнения, мастеров, готовых увлечься такой сложной живописью, нет.

 В современно мире наиболее распространена техника «А се́кко», выполняемая исключительно акриловыми материалами. И, в принципе, к ней так же можно отнести аэрографию. Материалы нашего времени делают ее долговечнее «темперной», но все же, не такой как «Buon fresco».